Золотарев, А. Ф. Воспоминания о народном театре

ОЛЬГА ЯКОВЛЕВНА ШТЕЙНБЕРГ (1906 - 1996)

Театру повезло: его возглавила профессиональный режиссер, умелый организатор и педагог Ольга Яковлевна Штейнберг. Уче­ница известного советского режиссера А.И. Канина, она многие годы работала в профессиональных театрах.

Придя в Опочецкий народный театр в сентябре 1959 года, она столкнулась на первых порах с двумя препятствиями: неопытнос­тью молодых, жадно потянувшихся в театр, и не всегда удачным опытом актеров среднего и старшего поколений. И если отсут­ствие опыта довольно просто возместить учебой, трудом, то го­раздо сложнее перевоспитывать, переучивать людей, за плечами которых годы игры на сцене, свои приемы, известная популяр­ность у зрителей.

Это был ответственный экзамен не только для режиссера, но и для многих участников. Что важнее для самодеятельных ар­тистов - подлинное искусство или подделка под него, упорный труд или легкие победы? От этого во многом зависело будущее Опочецкого народного театра.

Все началось с выбора пьесы. Взамен традиционных комедий Ольга Яковлевна предложила коллективу пьесу «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова, в которой отчетливо звучала тема активного вме­шательства в жизнь, борьбы с равнодушием.

Вот некоторые дневниковые записи режиссера:

«Разбираем пьесу. Анализировать драматический материал не очень умеют. На репетициях сразу цепляются за текст и раскра­шивают его заученными интонациями. Единственный путь - это метод действенного анализа, который даст возможность сбить с привившихся штампов. Ведь штамп - это не только выученный прием, это результат метода работы. В течение многих лет при­вычная схема репетиций. Одна и та же. За столом поговорили о тексте, в условной обстановке развели актеров. Надо сам репети­ционный процесс сделать интересным, попробую, очень осторож­но, этюды. Применяю этюды. Они даются с трудом - у исполните­лей нет багажа, наблюдательность не развита. Раньше этому не придавали значения, так как считали, что театр требует «игры», а не правды жизни.

Как много еще нужно сделать, чтобы жизненные наблюдения исполнителей, их собственное отношение пронизывали работу над ролью, чтобы все это пришло на смену «представлению».

Упорно репетируем, вытащив исполнителей из-за стола. Гово­рить о том, что это метод действенного анализа, неловко. Но одно могу сказать - толкаю их на разведку действием. Картины репети­руем не по порядку. Конец, середина, начало. Приходится очень четко следить за тем, чтобы не уходили в сторону от основной линии. Работаем оживленно, но недостаточно эффективно. Мыс­лить самостоятельно еще не умеют.

Репетируем девятую картину. В ней особенно ярко сказывают­ся традиции, воспитанные Опочкой. Страсть к мелодраме (если не комедия, то мелодрама), середины здесь не любят, это проявля­ется во всем. Глотов (И.С. Иванов) и Глухарь (И.Т. Петров) изо всех сил расцвечивают своих героев, то играя «благородных» мер­завцев, то чувствительно жалея «загубленные души». И то и дру­гое сопровождается нажимом, наигрышем. На сцене рвутся стра­сти, а подлинность переживания подменяется моторным темпе­раментом. От такого зрелища зал неминуемо должен плакать. Как с этим бороться? И еще одно: как бороться с вековой ненавистью любителей к дублерам? Каждый раз назначение второго состава встречает бурное сопротивление. Сегодня на роль Кати вводил Устинову. Неплохо. Попробовала остальных. Победила Дина Степанова. Я выбрала ее. Устинова неутешно плакала. Мне было ее жаль, но я сказала, что это хорошо, что она плачет: значит, по-настоящему предана искусству. Надеюсь, что постепенно привык­нут ко второму составу.

Гораздо труднее бороться с дурными исполнительскими тра­дициями. Помочь здесь может активная заинтересованность в соб­ственном решении роли. Это пока дается с трудом. Исполнители осваивают только то, что связано с сюжетом пьесы. Надо, чтобы жизненные факты рождали личное отношение к происходящему, а затем, чтобы это личное отношение привносилось в спектакль. Здесь первейшая задача - научить исполнителей самостоятельно творчески мыслить. Мне кажется, что тут полезны доклады на темы, связанные с их основной профессией, обсуждения просмот­ренных спектаклей, кино, посещение выставок, музеев. Это по­может сделать небольшой шаг на пути воспитания художников.

«Два цвета» продвигаются медленно, репетируем ночами. Ус­тали. Все раздражены. Иногда кажется, что сегодняшняя репети­ция последняя, завтра просто никто не придет. Но наступает завт­ра, и снова, усталые и злые, репетируем».

И вот афиши возвестили городу, что 27 декабря 1959 года в 20 часов состоится открытие Опочецкого народного театра. Зал был полон. В президиуме начальник управления культуры Псков­ского облисполкома А.И. Медведева, первый секретарь Опочец­кого райкома партии Е.Н. Никитенок, директор Дома культуры B.C. Андриянов, заведующий отделом культуры А.М. Пидуст, О.Я. Штейберг, участники народного театра. Вечер открыл А.М. Пидуст. Первый секретарь райкома партии горячо поздра­вил опочан с замечательным событием в жизни города и района - открытием народного театра, пожелал успехов в пропаганде со­ветского искусства.

Ольга Яковлевна в своем выступлении поблагодарила всех друзей театрального искусства, оказавших большую помощь в подготовительной работе к открытию театра: «Наш коллектив еще 12 молод, он только начинает свой путь. У нас еще нет настоящего сценического опыта, но мы постараемся сделать все, чтобы зри­тели полюбили свой театр, шли сюда с уверенностью, что полу­чат удовольствие от просмотра каждого спектакля».

С поздравлениями и пожеланиями театру творческих успехов выступили начальник управления культуры А.И. Медведева, ар­тист Псковского театра драмы им. А С. Пушкина А.А. Климантович. Были зачитаны поздравительные телеграммы от Министер­ства культуры, от областного управления культуры, драмтеатра, художника Г.А. Белоуско, помогавшего в оформлении спектакля «Два цвета», оборудовании сцены.

Наконец 12 января 1960 года - премьера. Опочка приняла спек­такль на ура. Все участники ходят счастливые. Коллектив чувствует себя героем дня. Положительным итогом этого спектакля явилось то, что артисты поняли, что на сцене должна быть жизнь, а не набор привычных приемов. Исполнители охотно отказываются от придуманной «театральной манеры» и делают попытки быть на сцене самими собой. Они стали активнее связывать происходя­щее в пьесе со своими жизненными наблюдениями. Отсюда боль­шая страстность, большая заинтересованность в том, чтобы убе­дить зрителя, заставить его поверить в правду спектакля. А это уже начало театра.

Вот они, участники первого спектакля «Два цвета»: В. Тюнев, О. Егорова, Н. Устинова, А.П. Старинский, А.Я. Григорьев, И.С. Иванов, А.А. Старинская, В.Н. Константинова, Р.И. Евстиг­неева, Д. Степанова, Г.А.Леонов, А.Я. Самульцев. В.В. Миронов,

В.      Екимов, Ю.Н. Рожнов. Г.А. Крумин, Н.Г. Сидорович, B.C. Ар­хипов, Г.И. Павлова, Ю.И. Наумов, Р. Колюбакина, В.Я. Медве­дев, Ф.И. Смирнов, В.Павлов, Ю.А. Гаинцев, И.Т. Петров, И.И. Максимов.

Художники спектакля Г.А. Белоуско и В.А. Пляц, музыкальное оформление сделал В.В. Гуртиков, аккомпанировал баянист А.В. Васильев. Вел спектакль бессменный помощник режиссера Г.Т. Мышинский.

Чтобы влить через год-два в народный театр группу молодых актеров, и была открыта театральная студия. Правда, еще не было твердого учебного плана, а молодежь охотно потянулась на заня­тия. Мастерство актера и сценическое движение повела Ольг Яковлевна, технику речи и акробатику - художественный руководитель Дома культуры А.Я. Григорьев, художественное оформление спектакля и технику сцены - И.Т. Петров. Впоследствии из числа студийцев вышли интересные актерские кадры народного театра - Людмила Григорьева, Владимир Екимов, Римма Колюбакина, Борис Кудрявцев, Дина Степанова, Надежда Устинова.

Для творческого роста коллектива и особенно студийцев была принята к постановке пьеса украинского драматурга М. Зарудного «Веселка». Сюжет пьесы довольно сложный. Глухая каменная сте­на отделяет от всего мира двор Петра Косяка. Добротный дом, ог­ромный фруктовый сад. Всюду видна заботливая рука: аккуратно! выкрашены наличники окон, чисто выметено подворье. Но сразу как-то чувствуется, что здесь живет не просто культурный хозяин, а «маленький князек», хозяйчик, скупой, мелочный. И вот здесь, в этом дворе, развертывается человеческая драма большой семьи ста­рого украинского красного казака Антона Тимофеевича Кряжа.

Организатор и бессменный руководитель колхоза в течение многих лет, Антон Кряж не хочет признать, что старыми метода­ми нельзя руководить хозяйством, не прислушивается к голосу членов артели, которые уже на голову переросли председателя. И когда колхозники выдвинули на пост председателя воспитанника Антона - молодого агронома Дмитрия Шелеста, Кряж решает по­кинуть колхоз, родное село, уйти от людей. Собрав свои пожитки, Антон вместе с двумя дочерьми, Наташей и Светланой, покидает село и поселяется в доме своего зятя Петра Косяка. Даже уговоры лучшего друга, собрата по гражданской войне, лесника Омельяна Самопала, не могли удержать Кряжа. Он твердо решил уйти «на покой».

Но не нашел покоя старый партизан в доме своего зятя. Не оста­вили, да и не могли оставить бывшего председателя люди. Посто­янно бывает у него в гостях старый друг Самопал, исподволь, но настойчиво и терпеливо раскрывающий перед Антоном его заблуж­дение. С большой душевной силой звучит в устах Омельяна народ­ная сказка о Веселке - радуге, осветившей путь к людям обиженно­му мастеру, который ушел от людей потому, что нашелся в селе молодой мастер, который превзошел его своим умением.

Кто знает, сколь долго продолжались бы тяжелые раздумья Антона, если бы ему не раскрыли глаза на жизнь события, разыг­равшиеся в самом доме, вдали от села.

К его дочери Наташе сватается колхозный бухгалтер Мефодий Рындя. Всегда по моде одетый, он нравится Кряжу тем, что в со­стоянии обеспечить семью, безбедную жизнь его дочери. Не сразу Антон раскусил его пустую душонку. Ведь Мефодий один из тех, кто голосовал на собрании за избрание Кряжа председате­лем. А этот факт в глазах Антона закрывал от него все остальное. Он даже уговаривает Наташу выйти замуж за бухгалтера. Наташа соглашается на брак и ... выходит замуж за любимого ею тракто­риста Сашка. Впервые почувствовал старый Кряж, как заколеба­лась земля под его ногами. Но жизнь готовила ему удар посиль­ней. Старшая дочь Ольга, которая жила, «как у Христа за пазу­хой», в доме Петра Косяка, не любит своего мужа. Внешне покор­ная, работящая Ольга аккуратно доила корову, кормила свиней, вела все домашнее хозяйство. Она не видела от мужа ласки, чело­веческой заботы. Но в ее, казалось бы, смирившейся душе зрела буря. Ее любит Дмитрий Шелест, который ей тоже нравится.

Развязка наступает внезапно. Из поездки в район возвращается Косяк. Окрыленный тем, что на бюро райкома партии Дмитрию Шелесту по заявлению Петра «крепко досталось за любовную связь с Ольгой», Петро злорадно говорит о том, что теперь он «по­садит жену на цепь», и тут же заявляет Кряжу, что все в доме бу­дет так, как захочет он. Ведь все «едят его хлеб». Возмущенный наглостью зятя, Кряж, долго боровшийся за нерушимые семей­ные традиции, наконец понимает, что за человек Петро Косяк.

В глухом дворе происходит бурная сцена. Ольга хватает узелок со своим немудреным скарбом, решив уйти отсюда навсегда. В это время во двор входит Дмитрий Шелест и становится рядом с ней. А на небе вспыхнула и засияла радуга, сказочная Веселка, в огнях которой старый Кряж увидел то, чего не видел много дней, проведенных за глухими стенами.

Полные жизненной силы звучат его слова: «Идите, дети, жить к людям!» Так заканчивается пьеса М. Зарудного.

Впервые дебютировал на опочецкой сцене сотрудник милиции Митрофан Петрович Щукин, сыгравший роль Кряжа. Образ по­лучился емким, интересным, типичным во многих чертах для того времени. Выразительные сценические образы создали Ф.И. Фо­мин - Косяк, Р. Колюбакина - Ольга, В. Константинова и Н. Усти­нова - Наташа, JI. Григорьева - Светлана, Л.И. Капул - Рындя, Б. Кудрявцев и В. Екимов - Сашко. Несколько слабее выступили Г.А. Леонов в образе Шелеста и А.Я. Самульцев в образе Самопа­ла. Но спектакль волновал, будил воображение, давал обильную пищу к размышлениям. «Веселка» была тепло принята зрителями Опочки и района, показана по Псковскому телевидению и на сце­не областного драмтеатра. Театр рос, развивался, шел на подъем. Главное было достигнуто. Коллектив поверил в необходимость большой требовательности к себе, в то, что надо многому учить­ся, а учиться лучше всего, работая над классической драматурги­ей. С этой целью и была взята в работу пьеса А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». Это был спектакль, любимый артис­тами и зрителями. Поставленный в ноябре 1960 года, он не сходил со сцены в течение десяти лет. В нем чувствовался настоящий ак­терский ансамбль, что так трудно бывает добиться в самодеятель­ности. Впервые в «Женитьбе Бальзаминова» засверкал талант Ека­терины Васильевны Кадетовой в роли Свахи. Иван Терентьевич Петров сыграл одну из лучших ролей в своей творческой биогра­фии - Бальзаминова. На высоком профессиональном уровне иг­рали А.И. Григорьева, О.А. Медведева, О. Михайлова, Л.И. Ка­пул, Ю.А. Гаинцев, Л. Григорьева, 3. Пугачева, Л. Клещева. Спек­такль ставили почти во всех домах культуры и клубах района, в городе Резекне (Латвия), на сцене Дворца искусств им. К. Станис­лавского в Ленинграде, где он получил положительную оценку взыскательных ленинградских критиков. После показа по телеви­дению хлынул поток зрительских писем, полных восторга и бла­годарности за доставленное эстетическое наслаждение.

Привожу одно из них, довольно любопытное:

«1.04.62 г. Председателю жюри Всероссийского смотра народ­ных театров. 2-го марта этого года по Псковскому телевидению был показан спектакль «Женитьба Бальзаминова» в исполнении артистов Опочецкого народного театра. Роль Бальзаминова испол­нял артист Петров, которого мы до этого не видели и не знали. Мы не знаем, какие слова лучше подобрать, которыми можно было бы по достоинству охарактеризовать и оценить такую непосредственную и так захватывающую игру Петрова. Вы только посмотрите и прислушайтесь к его словам и движениям. Слово «маменька», которое он произносит в том или другом варианте, - это целая музыка. У него чистая речь, движения его все собранны и точ­но рассчитаны. Во всей его игре чувствуется большое художествен­ное мастерство и какая-то волшебная сила. Это просто что-то не­повторимое. Поэтому мы очень просим Вас и дирекцию нашего театра, нельзя ли перевести из Опочки тов. Петрова на работу в наш театр, и повторить по телевидению этот спектакль с участи­ем Петрова в роли Бальзаминова» (Семьи Люлькиных и Сукочи, г. Псков).

Но не покинул Иван Терентьевич родную Опочку. В те годы талант определяли не по дарованию, а по наличию диплома. По­следнего у Петрова не было, к тому же ему не хотелось расста­ваться с любимой работой в педучилище, с друзьями, да и начи­нать все сначала в сорок лет было неразумно.

На первом Всероссийском смотре народных театров в 1961 - 62 годах спектакль «Женитьба Бальзаминова» получил диплом Всероссийского смотра, а режиссер О.Я. Штейнберг и И.Т. Пет­ров, исполнитель главной роли, были приглашены в Москву на итоговую конференцию смотра, где Иван Терентьевич выступил с докладом на тему, как он работал над образом Бальзаминова.

Мне довелось видеть этот спектакль по приезде в Опочку. Он был уже несколько заигран, но игра Ивана Терентьевича всегда отличалась свежестью, глубоким проникновением в образ. На сце­не был не просто Петров, а настоящий Миша Бальзаминов. Эпи­зод, где в ожидании свидания Бальзаминов отбивается от налетев­ших на него пчел, вызывал бурю восторженных аплодисментов в зале.

Театр рос, развивался. Ольге Яковлевне удалось создать кол­лектив единомышленников, разных по своему дарованию, но го­ворящих на одном творческом языке.

На художественном совете по инициативе режиссера решили принять к постановке пьесу В. Иванова «Бронепоезд 14-69». Были сомнения, колебания, неверие в возможность поднять такой исто­рический пласт революции, но за работу принялись дружно. По­казать героизм борцов за свободу было интересно, увлекательн необычно. Трудности подстерегали на каждом шагу: три акта, в семь картин, громоздкость оформления, занято свыше 50 учас ников, а их надо было соответственно одеть, загримировать, в время выпускать на сцену, не говоря уже о перевоплощении в об раз. Но выход был найден, мир не без добрых людей. Костюмам и париками помог Псковский областной театр драмы им

С.      Пушкина. Артисты этого театра А.А. Климантович и В.М Павлов обучали участников спектакля искусству грима. Декора­ции изготовило Опочецкое УПП ВОГ. Музыку написал молодой ленинградский композитор Валерий Гаврилин.

Премьера состоялась в день Советской Армии, 23 февраля 1961 года. Зал, как всегда, был переполнен, пришлось даже ста­вить стулья в проходах. Каждое появление «своих» на сцене встре­чалось аплодисментами, особенно тепло зрители приветствовали И.Т. Петрова, исполнителя роли Незеласова, Г.А. Леонова в роли Пеклеванова, китайца Синь Бинь У в исполнении Ф.И. Фомина, блистал в роли Васьки Окорка А. Я. Григорьев. Поистине высоко­го трагизма достигла в образе Настасьюшки А.И. Григорьева. Убе­дительными были многие эпизоды, особенно сцена на колоколь­не. Были и другие актерские удачи, в некоторых местах даже чув­ствовался актерский ансамбль. Но все же цельного единства в спек­такле не было, да его и не могло быть при таком количестве ис­полнителей, но смотрелся он с интересом, был представлен на первом смотре народных театров. Из-за организационных труд­ностей показали его десять раз, а потом исключили из репертуара. Но по числу участников ни раньше, ни после этого спектакля на сцене народного театра ничего подобного не было. Многие из живущих ныне участников с удовольствием вспоминают работу над этой постановкой.

«Репертуар - сердце театра», - писал крупнейший режиссер Э.            Мейерхольд. Эта мысль особенно применима к народному театру, так как именно в работе над пьесой формируется коллек­тив. Репертуар является основой всей учебно-воспитательной ра­боты. Выбирая пьесу, театр как бы выбирает для себя духовный прицел. Известный режиссер В.А. Ремизов справедливо подчер­кивал, что репертуар должен составляться так, чтобы каждая но­вая постановка являлась этапом на пути к творческому обогаще­нию людей. Это прекрасно понимала Ольга Яковлевна. После труд­нейшей постановки «Бронепоезд 14-69» она предложила совре­менную веселую комедию Ю. Петухова «Двадцать свадеб в один год» - о людях колхозной деревни.

Спектакль искрился юмором, шел легко и впечатлял. Было много актерских удач. Фрося-доярка в исполнении А.И. Григорье­вой владела сердцами зрителей от начала и до конца пьесы. Дуэт А.Я. Самульцева и Е.В. Кадетовой приводил в восторг зал, обая­тельна и женственна была Л.П. Петрова, завуч средней школы № 4, впервые выступившая на сцене в спектакле. Радовали моло­дежные артисты Л. Григорьева, Н.Устинова, Г. Григорьева. Чудес­ную песню к спектаклю написал Валерий Гаврилин.

Постановка пользовалась большим успехом у тружеников села, ее смотрели не только в колхозах нашего района, но и Себежско- го, Красногородского, Островского, делегаты областной партий­ной конференции, транслировало Псковское телевидение.

Успех окрыляет. Авторитет народного театра растет. Влились в коллектив новые участники: педагоги П. Бауман, Э. Евдокимова, Л. Андреева, молодые В. Степанов, А. Кучминская, М. Михайлов, С.   Григорьева, Л. Полковникова, баянист Ю. Столяров.

На бюро театра было принято решение принимать в коллектив не сразу. Сначала обучение в студии, а потом уже в театр. Велась интересная учебно-воспитательная работа: поездки на спектакли профессиональных театров в Псков и Великие Луки, встреча с артистами и обсуждение просмотренных работ. Силами Псков­ского отделения ВТО (ныне СТД) проводились занятия по гриму, сценической речи, оформлению спектакля. Надолго запомнился визит в народный театр автора книги о замечательном русском актере В.В. Максимове ленинградца Б.С. Гловатского, который подарил коллективу свой труд с дарственной надписью.

В репертуаре театра главенствующую роль должна играть клас­сическая драматургия, поскольку она помогает совершенствовать актерское мастерство исполнителей. С этим трудно не согласить­ся, но ведущее положение должна занимать и современная пьеса. Она более понятна участникам, близка им. В образы современни­ков легче перевоплощаться. Такой пьесой о наших днях, строителях, возрождающих из руин заводы и чудесные города, явилась драматическая поэма А.Галича «Походный марш».

Все дальше и дальше уходят в историю суровые дни первых послевоенных лет. Только в памяти народной навсегда сохраняет­ся величие героического труда в этот период. На плечи людей лег­ли поистине титанические усилия по восстановлению разрушен­ного войной хозяйства.

Северный городок. Груды щебня да пепелища оставили после себя рыцари «нового порядка». За стенами барака бушует непого­да. Дрожит слабый огонек в чугунной времянке. Но за окном раз­дается бодрый сигнал паровозного гудка. На выжженной врагом земле трудятся простые русские люди. Это начальник строитель­ства, старый коммунист Иван Александрович Мальцев (А.Я. Са- мульцев), врач Илья Левитин (Г. А. Леонов), молодой инженер Глеб Украинцев (Б.Кудрявцев), учительница Варя Калиникова (Р. Ко- любакина), рабочие Таня Малевич (Л.Григорьева), Клава Хаджи- бекова (Д. Степанова), демобилизованный офицер Федор Плато­нов (Ю.А. Гаинцев).

Разные по характеру и жизненному опыту люди собрались на стройке. Но у всех героев поэмы одна цель: быстрее залечить раны войны, сделать счастливой жизнь трудового народа. На стройку их позвал высокий гражданский долг. Это Илья Левитин через газету обратился с призывом к молодежи ехать в растерзанные врагом края, возрождать жизнь на пепелищах. На его призыв от­кликнулись тысячи молодых патриотов. Трудно приходится Илье на первых порах. Малый жизненный опыт, суровая проза тяже­лых будней, а иногда и неудачи обрушиваются на него. Только за­дор да настойчивость помогают ему стать победителем в борьбе с собой. Илья наперекор трудностям остается на стройке. Г.А. Лео­нов, преподаватель педучилища, создал интересный образ, ему удалось донести до зрителя горячий темперамент своего героя, его ненависть ко всему устарелому, отживающему.

Б.Кудрявцев играет молодого инженера Глеба Украинцева. Ду­шевная чистота, неподдельный юмор, прямой неподкупный ха­рактер. Таким мы его видим в исполнении артиста.

Живым родником бьет жизнь на стройке. В суровой борьбе с трудностями закаляется характер молодых строителей, вышедших в героический поход созидания. Нелегок этот поход, погибает на боевом посту славная девушка Сима Иваненко (Э. Евдокимова), борется с тяжелым недугом и самоотверженно работает Федор Платонов.

И вот на берегу залива поднялись корпуса новых зданий. Хлеб­нувшие горя люди въезжают в новые квартиры. А город все стро­ятся, поднимаются вверх могучие стрелы подъемных кранов. Люди создают свое счастье. Пророчески звучат слова Левитина: «Никто в нашем городе не заплачет от несправедливости и зла». Радостно встречают восход строители. Так заканчивается спектакль.

В спектакле в основном была занята молодежная группа теат­ра. Среди них, кроме названных, Л. Клещева, П. Бауман, С. Григо­рьева, А. Кучминская, М. Михайлов, А. Полковникова, В. Степа­нов, Ю. Столяров. Постановка пользовалась большим успехом у зрителей, молодежь любила ее, с удовольствием в ней играла.

Наряду со спектаклями коллектив народного театра ведет боль­шую культурно-просветительную работу в районе, помогает драм­кружкам сельских клубов в подборе репертуара. При отделе куль­туры работает театральная секция, где режиссер ведет занятия по мастерству актера, сценической речи, постановке спектакля. Ни одно мероприятие в районном Доме культуры не проходит без уча­стия артистов театра. Слеты передовиков сельского хозяйства, механизаторов, полеводов, работников ферм, всевозможные кон­ференции обслуживались концертами или спектаклями театра.

Многие участники выступали с художественным чтением (Л. Зуева), танцами (З.Чеснокова), исполнителями на музыкаль­ных инструментах (Ю. Столяров, А.В. Васильев, Л.И. Капул).

В агитбригаду Дома культуры входили А.Я. Самульцев, Е.В. Кадетова, Ю.В. Рябов, Б.Н. Кудрявцев. Готовились в основ­ном одноактные пьесы, сценки на злобу дня, отрывки из спектак­лей. Особенно тепло принимал зритель сценку из оперетты «Свадь­ба в Малиновке». Гапуся-Е.В. Кадетова, Нечипор- А.Я. Самуль­цев, Яшка - артиллерист - Ю. В. Рябов.

Дуэт А.Я. Самульцева и Е.В. Кадетовой в агитбригаде достав­лял истинное наслаждение сельским труженикам. Когда на кол­хозных нивах появлялся голубой автобус агитбригады Дома куль­туры, колхозники спрашивали: «А Кадетова приехала?» и, доволь­ные ответом, присаживались на траву в ожидании концерта. Свыше двадцати одноактных пьес поставили в народном театре за четыре года. Среди них «Юбилей» А.П.Чехова, «Знаменательная дата» Лаборешных, «Врач - гадалка», «Любовь и картошка» и много других. Попробовали даже своими силами поставить одноактный водевиль «Беда от нежного сердца» В. Сологуба. Получился веселый, увлекательный спектакль с песнями, танцам озорными поступками.

Подбор «малых форм» осуществляла Е.В. Кадетова совмести с главным режиссером, она же проводила и большинство репетиций.

Постепенно Ольга Яковлевна прививала участникам театра вкус к психологическим изысканиям, к глубокому постижению образа. В этом смысле «Машенька» А. Афиногенова, работа режиссерски выверенная и актерски четкая, явилась в этот период паспортом коллектива. Окаемов - И.Т. Петров, Машенька - Л.Григорьева, Мотя - Е.В. Кадетова, Леонид Борисович - Г.А. Леонов] Нина Александровна - Л.П. Петрова, Виктор - Б. Кудрявцев, да все или почти все исполнители играют хорошо, весьма близко подходя к профессиональному уровню. Вот Г.А. Леонов. Ему удалось отметить своего героя чертами своеобразными. Это и сделало образ шумного, непосредственного и сердечно расположенного к людям молодого человека не просто обаятельным, а жизненно неповторимым. Или Машенька - Людмила Григорьевна. Чтобы в двадцать девять лет играть двенадцатилетнюю девочку, надо быть очень талантливой. Робкая и грустная в начале пьесы, веселая, жизнерадостная в конце ее, она покоряет зрителей. Оправданы не только ее жесты, действия, но и порывы души. Зритель видит не только то, что Машенька делает на сцене, но и то, как он внутренне реагирует на события. Кажется, не скажи Маша ни од­ного слова, зритель все равно бы понял отношение ее к каждому человеку.

«Машенька» участвовала в смотре сельской художественной самодеятельности России в 1965 году и получила диплом первой степени. Была рекомендована для показа на заключительной декаде в Москве, на сцене Кремлевского театра. От Северо-Запад­ного региона должен был выдвинут лучший спектакль, но таких спектаклей оказалось два: кроме нашей «Машеньки» постановка Выборгского народного театра Ленинградской области. Любопыт­но, что во время показа «Машеньки» жюри республиканского смот­ра - до поездки в Москву - в Опочку приехали представители Ленинградского областного управления культуры, отделения ВТО, режиссеры, а из нашего областного центра не было никого. Воз­можно, это и решило все. В Кремлевском театре выступал Выборгский народный театр. Я смотрел этот спектакль в Москве, в актерском плане наш спектакль был даже сильнее, но идейно­-политическое решение «Клопа» звучало в те дни очень актуально.

Спектакль «Машенька» сохранялся в репертуаре театра почти четыре года, показывало его и Псковское телевидение. Артисты готовы были играть «Машеньку» и после смотра, но в связи с пло­хим состоянием здоровья Г.А. Леонова с грустью пришлось рас­статься с постановкой. Вводить на роль другого человека не пред­ставлялось возможным. Так и рассыпался этот удивительный спек­такль.

Это была последняя работа Ольги Яковлевны в нашем театре. По семейным обстоятельствам в конце лета 1962 года она уехала в Ленинград. Провожали ее всем коллективом со слезами на гла­зах. Такого мастера театрального искусства Опочка еще не знала.

Потом она работала в народном театре города Сланцы Ленин­градской области. С большой любовью относилась к нашему го­роду и театру. Почти каждый год со всей семьей приезжала отды­хать. Ездила с театром на экскурсии, носилась по городу, навещая друзей и знакомых, по-прежнему отдавая жар своей души людям. Ее зять, композитор В. Гаврилин, тоже влюбился в наш город, уди­вительную природу Опочецкого края, ему здесь легко работалось, и надо полагать, что темы многих его музыкальных произведений навеяны красотами рек и озер, лесов и полей нашей древней рус­ской земли.

Ольга Яковлевна Штейнберг была человеком доброты необык­новенной. Бывая в северной столице, я часто заходил к ней на квар­тиру, как домой, она доставала билеты в театр, водила меня по выставкам, знакомила с художниками, завлитами, режиссерами, заведующими постановочной частью ленинградских театров. Ее порядочность, внутренняя интеллигентность не знали границ. Приведу пример: умерла хозяйка квартиры, где она останавливалась, отдыхая в Опочке. Ольга Яковлевна, 80-летняя больная женщина, в зимнюю стужу едет в Опочку, чтобы проводить в последний путь постороннюю, чужую женщину. Не каждый на это способен. Последние годы О.Я. Штейнберг вела студию чтеца, возилась с правнучкой, помогала В.Гаврилину, иногда писала стих под псевдонимом О.Павлова. На текст одного из них В.Гаврилин написал музыку.

Эта песня под названием «Мама» иногда звучит по радио. Скончалась Ольга Яковлевна 10 февраля 1996 года, в день смерти А.С.       Пушкина, на 90-м году жизни, оставив о себе добрую память в сердцах всех, кто ее знал и любил.

...Свою жизнеспособность коллектив проявил и после отъезда Ольги Яковлевны. Оставшись без режиссера, театр не распался. Под руководством И.Т. Петрова артисты не только регулярно выступали перед зрителями, но и поставили два новых спектакля: «Левониху на орбите» А. Макаенка и «Ради своих ближних Лаврентева. Когда я приехал в Опочку, то застал коллектив, способный решать сложные художественные задачи.