Макеенко, Л.Н. Морские династии

 

Адмиралы, моряки Назимовы

В XVII веке жил в России Иван Тихонович Назимов, верой и правдой служил государю. Как и полагалось тогда, за верную службу получил в 1671 году от царя Алексея Михайловича Романова земли на Псковщине: в Пруцкой засаде Староуситовской губы Вышегородского уезда и в Заклинской засаде Псков­ского уезда. Было у него несколько сыновей, внуков, которые не только унаследовали его земли, но и добавили к ним новые владения в Пусторжевском (Новоржевском) и Опочецком уез­дах. Земли в Псковском уезде (Завелицкая засада Каменской губы), и в том числе сельцо Устье, переходят его потомку инженер-генерал-майору Владимиру Ивановичу Назимову и его де­тям. Надгробия, сохранившиеся на кладбище Никольской церк­ви в с. Устье, подтверждают то, что в Устье жили Назимовы. Принадлежали им и земли в Порховском уезде. У другого внука Ивана Тихоновича - Бориса Кузьмича Назимова - было трое сыновей: Петр, Николай и Александр.

Петр Борисович Назимов и его потомки получают от праде­да земли в Заклинской засаде Псковского уезда. Было у Петра Борисовича пять сыновей: Андрей, Евгений, Иван, Николай, Гав­рила. Евгений Петрович Назимов - герой Отечественной вой­ны 1812 года, участвовал в 60 сражениях, награжден золотым оружием за храбрость, кавалер нескольких орденов. Жил в Пско­ве. Его младший брат Гаврила Петрович, дослужившись до чина штаб-ротмистра, вышел в отставку и также жил в Пскове, в своем доме на участке, который принадлежал большому семей­ству Назимовых. В его доме, приезжая во Псков, останавливался А. С. Пушкин (ул. Советская, д. 52а). Бывало, что великий поэт проигрывал в штос хозяину дома до 500 рублей. Александр Борисович Назимов также унаследовал от отца Бориса Кузь­мича земли в Псковском уезде, а от матери Марфы Матвеевны получил земли в Островском уезде. В семье Александра Бори­совича было, как и у брата, 5 сыновей: Борис, Сергей, Александр, Михаил, Илья. Старшие сыновья Борис и Сергей связали свою жизнь с российским флотом и пали в сражениях. Наиболее известен четвертый сын А. Б. Назимова - декабрист Михаил Александрович Назимов. После возвращения из ссылки в 1846 году братья Александр и Илья отдали ему имение Быстрецово, где он устраивает школу-интернат для мальчиков. Но здоровье М. А. Назимова было подорвано многолетней ссылкой и ранней смертью жены В. Я. Подкользиной, и он, продав имение своему молодому другу Н. Ф. Фан-дер-Флиту, переселяется в Псков в деревянный флигель, принадлежавший его матери, недалеко от церкви Успения с Полонища, также построенной на средства его бабушки и матери.

Среднему сыну Бориса Кузьмича Назимова - секунд-майо­ру Николаю Борисовичу - достались земли в Новоржевском и Опочецком уездах. У Николая Борисовича Назимова было четверо сыновей, которые в 1818 году были внесены в родос­ловную книгу псковского дворянства. Это Платон Николае­вич - флота мичман, Сергей Николаевич - флота лейтенант, Николай Николаевич - флота лейтенант, Нил Николаевич - кадет Морского корпуса. Четыре брата - четыре моряка.

Флота лейтенант Николай Николаевич Назимов - буду­щий вице-адмирал. Родился он в 1794 году. Прошел, как и все его братья, через Морской кадетский корпус, из которого вы­шел гардемарином в 1808 году. В течение трех лет плавал в Финском заливе, после чего был произведен в мичманы. В конце 1825 года был назначен адъютантом к главному коман­диру Кронштадтского порта. В 1826 году, будучи командиром шхуны "Радуга", занимался описанием Балтийского моря. Пос­ледующие 3 года состоял старшим адъютантом морского шта­ба, а затем был назначен командиром строившегося фрегата "Юнона", на котором и плавал в Балтийском море до конца 1835 года. В 1836 году Н. Н. Назимов был назначен команди­ром 27-го флотского экипажа и командиром корабля "Берези­на", а через год произведен в капитаны 1 ранга. В 1842 году он командовал отрядом судов, перевозившим десантные войс­ка из Свеаборга и Роченсальма в Кронштадт. Затем до 1845 года плавал в Балтийском море, командуя кораблем "Выборг". А в следующем году, командуя отрядом транспортных судов, был произведен в контр-адмиралы с назначением команди­ром 1-й бригады 1-й флотской дивизии. Имея свой флаг на кораблях "Красный", а затем "Бриенн" и "Березина", плавал в Балтийском и Северном морях. Незадолго до начала Крымс­кой войны 1853-1856 годов Н. Н. Назимов был произведен в вице-адмиралы с назначением членом общего присутствия морского интендантства.

С началом войны ему было поручено заведовать составле­нием морского ополчения. На этой должности его и застала смерть. Н. Н. Назимов, вице-адмирал, умер в мае 1854 года в Петербурге.

У вице-адмирала Н. Н. Назимова была большая семья, что было не редкостью в XVIII и XIX веках. У него и его жены Анастасии Аркадьевны было 5 сыновей и 2 дочери. В Ново­ржевском уезде им принадлежало 528 десятин земли. Из пяти сыновей вице-адмирала четверо окончили Морской кадетский корпус: Николай, Александр, Константин и Алексей.

Старший сын вице-адмирала, которого звали, так же как и отца, Николай Николаевич, родился в 1822 году и после окон­чания учебы в 1841 году был произведен в мичманы и назна­чен в Балтийский флот, где плавал на различных кораблях. В 1847 году был переведен в гвардейский экипаж и в его соста­ве участвовал в подавлении революционных выступлений в Венгрии в 1848 году, после чего на корвете "Андрамаха" и фрегате "Кагул" плавал в Черном море. В 1851 году, служа на корвете "Оливуца", отправился от кронштадтского берега к бе­регам Дальнего Востока. По завершении этого плавания был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром "Оливуцы". Командуя "Оливуцей", Н.Н. Назимов присоеди­нился в порту Ллойд на о. Бонин к дипломатической экспеди­ции вице-адмирала Е. В. Путятина, следовавшей на фрегате "Паллада" и шхуне "Восток" к берегам Японии для заключе­ния торгового договора с японским правительством. За успеш­ное выполнение важной миссии Николай Николаевич был награжден орденом св. Анны 2 ст. С началом Восточной вой­ны 1854-1855 годов Назимов получил предписание с корве­том "Оливуца" защищать берега Камчатки и несколько раз очень удачно крейсировал в океане. В начале апреля 1855 года "Оливуца" в составе эскадры прорубилась через льды Авачинской бухты и прибыла в Николаевск-на-Амуре. 13 мая 1855 года 3 английских корабля зашли в залив Де-Кастри. Русские решили драться насмерть. Английский винтовой кор­вет "Хорнет" направился к русской эскадре. С ним в бой вступила 20-пушечная "Оливуца", и англичанин бежал. Когда 16 мая Амурский лиман освободился ото льда, пользуясь гус­тым туманом, русские корабли покинули Де-Кастри и ушли на север. Лондонская газета "Таймс" так оценивала действия сво­его флота: "Русская эскадра под командованием адмирала Завойко переходом из Петропавловска в Де-Кастри и потом из Де-Кастри нанесла нашему британскому флоту два черных пят­на, которые не могут быть смыты никакими водами океанов веков". Маленькая "Оливуца", где командиром был псковский дворянин Н. Н. Назимов, максимально поспособствовала по­становке этих черных пятен.

В июле 1855 года, передав командование "Оливуцей" свое­му земляку Н. М. Чихачеву, Н. Н. Назимов был назначен ко­мандиром 27-го флотского экипажа, которым почти 30 лет на­зад командовал его отец. Через год он был переведен в 22-й флотский экипаж и, кроме того, назначен на должность капитана Петропавловского порта. Затем переведен в Николаевск-на- Амуре. Здесь под его наблюдением были возведены многие укрепления, мост через реку и заказаны первые амурские паро­ходы "Лена" и "Амур", построенные в 1857 году в Америке. В 1857 году он был переведен на Балтийский флот и произведен в капитаны 2 ранга с назначением командиром на еще строив­шийся винтовой фрегат "Ослябя", плавал в Средиземном море. В 1863 году фрегат "Ослябя" под командованием Назимова вошел в состав русской эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского, в которую были включены новейшие и наиболее мощные кораб­ли Балтийского флота, такие как фрегат "Александр Невский" (флагманский), "Пересвет", корветы "Витязь", "Варяг" и клипер "Алмаз". Русская эскадра крейсировала у берегов Северо-Аме- риканских Соединенных штатов. В задачу русской эскадры входило недопущение враждебных действий со стороны Анг­лии и Франции по отношению к Северо-Американским штатам, боровшимся против рабовладельческого юга. Русских моряков восторженно встречали в Нью-Йорке, Вашингтоне, где они были гостями конгресса и видных политических деятелей. Одновре­менно с эскадрой Лесовского в Сан-Франциско прибыла Тихо­океанская эскадра под командованием контр-адмирала А. А. Попова. Одновременное прибытие двух русских эскадр в вос­точные и западные порты Америки свидетельствовало о высо­кой организации действий русского флота и продемонстрирова­ло не только солидарность с борьбой Северо-Американских штатов, но и морскую мощь России, сумевшей в короткий срок оправиться от поражения в Крымской войне 1853-1856 годов.

С 1865 года Н. Н. Назимов недолгое время командовал стро­ившейся броненосной батареей "Кремль" и в 1866 году с чи­ном контр-адмирала вышел в отставку. Прослужив русскому военно-морскому флоту более 30 лет, контр-адмирал Н. Н. На­зимов подтвердил характеристику, данную ему адмиралом П. С. Нахимовым в начале его флотской службы: "Поведения благородного, офицер расторопный, деятельный и знает свое дело".

Контр-адмирал Н. Н. Назимов - автор нескольких статей на морскую тематику, опубликованных в середине прошлого века в "Морском сборнике".

Умер Н. Н. Назимов в 1867 году.

Младший брат контр-адмирала Константин Николаевич Назимов в 1875 году на новом клипере "Крейсер", построен­ном в Петербурге, в звании капитана 1 ранга и командира корабля совершил кругосветное плавание, занимался исследо­ванием Тихого океана. В минуты отдыха он писал картины. Одна из его картин так и называется: "Клипер "Крейсер" в кругосветном плавании 1875-1881 годов".

В 1870-1874 годах командиром на 11-пушечном винтовом корвете "Витязь", построенном в 1862 году в Финляндии, том самом, который в составе эскадры С. С. Лесовского ходил к берегам Америки, был Павел Николаевич Назимов (племян­ник Е. П. и Г. П. Назимовых). 27 октября 1870 года корвет "Витязь" снялся с Кронштадтского рейда и отправился в кру­госветное плавание. Экипаж корвета должен был выполнить важные научные исследования в Тихом океане и у восточных берегов России. На корвете находился известный русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, которого "Витязь" должен был доставить к берегам Новой Гвинеи. 2 ноября "Витязь" бросил якорь в Копенгагене, а потом в Плимуте. Затем был Атлантический океан, о. Мадейра, о-ва Зеленого мыса и - курс на Рио-де-Жанейро. Отношения П. Н. Назимова и Миклухо- Маклая поначалу не сложились. Своим офицерам, среди кото­рых был и офицер Чириков, он говорил: "Я начинаю тихо нена­видеть науку, к которой всегда был преисполнен самого глубо­кого уважения. Мне приказано ради этого ненормального субъекта изменить маршрут корабля, тащиться Бог знает куда и вопреки здравому смыслу высадить молодого человека, боль­ного, истощенного и к тому же почти невооруженного, лишен­ного средств к существованию, на берег, населенный людоеда­ми... Нет, господа, рассудок не хочет мириться с этим! Я не желал бы участвовать в подобном преступном предприятии..."

Павел Николаевич явно опасался за жизнь 24-летнего уче­ного, который по собственной инициативе собирался жить сре­ди диких племен.

Миклухо-Маклай также не испытывал к командиру кораб­ля особых симпатий. В одном из писем он писал: "Жизнь на военном судне и с такими субъектами, как Назимов, не особен­но приятна, однако ж возможна".

После Рио-де-Жанейро "Витязь" надолго задержался в Валь­параисо. Назимов получил предписание, по которому должен был изменить курс и, не заходя в Австралию, как это предпола­галось раньше, следовать прямо на Новую Гвинею. Маклай ока­зался в тяжелейшем положении, ведь деньги на экспедицию он перевел в Сидней, где его ждали помощники. И первым, кто близко принял к сердцу беду Маклая, стал "такой субъект" Па­вел Николаевич Назимов, который, подойдя к ученому, заявил: "Деньги мне самому нужны, но тут уж ничего не поделаешь: берите тысячу рублей, рассчитаемся на том свете угольками. А впрочем, для людоедов вы незавидная приманка..."

Затем был остров Пасхи, Таити. Всю дорогу ученого мучала лихорадка, он дошел до истощения. Назимов предлагал ему отложить путешествие и плыть с корветом в Японию. Но ха­рактер нашел на характер. 20 сентября 1871 года "Витязь" по­дошел к островам Новой Гвинеи. Бухточка, где встал на якорь "Витязь", была названа портом великого князя Константина - шефа русского флота, день рождения которого офицеры отмеча­ли в этот день многократным салютом, распугав всех папуа­сов. Все мысы получили имена офицеров, делавших съемку. Про­лив между островами Рук и Лонг, которым прошел корвет, на­звали проливом "Витязя". Появился на карте и остров "Витязь". Командир Назимов в рапорте начальству доносил: "г. Маклай прибыл на Новую Гвинею совершенно без всяких средств для устройства и существования своего... ни один корабль, про­ходя мимо, никогда не будет в состоянии рассмотреть местопре­бывания европейца и флаг, который я ему устроил на мачте..."

Павел Николаевич ввиду исключительного положения Миклухо-Маклая нашел необходимым оставить ему шлюпку-чет­верку с полным вооружением, снабдил его провизией и всем, что только было возможно и необходимо для него. Моряки со­орудили ему маленький домик на сваях, вырыли погреба для вещей и провизии и на определенном расстоянии от дома зары­ли небольшие мины и шесть фугасов, которые Маклай смог бы взорвать при нападении дикарей. 27 сентября 1871 года состо­ялось трогательное прощание. На палубе корвета стояли офи­церы, держа руку под козырек, а по мостику нервно прохаживал­ся капитан Назимов. Миклухо-Маклай прощался с моряками, стоя на берегу: "Прощайте, дорогие друзья... Прощай, добрый человек Павел Николаевич, честный и бескорыстный..."

Честный, благородный, бескорыстный, деятельный - эти слова можно отнести ко всем псковичам-морякам Назимовым.