Коврижкин, Ю.П. Зачинатель морского дела. Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащекин

Юрий Коврижкин

ЗАЧИНАТЕЛЬ МОРСКОГО ДЕЛА

Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нашекин

 

Бесспорно в списке военных кораблей России первым дол­жен быть трехмачтовый парусник "Орел", построенный по пред­ложению и под руководством псковского дворянина - бояри­на Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащекина.

Родился Афанасий около 1605-1607 года в семье мелко­поместного дворянина Лаврентия Денисовича Ордын-Нащеки на, служившего по псковскому списку служивых людей в при­граничном городке - крепости Опочка.

У Нащекиных давние связи с Псковской землей. Их предок боярин Дмитрий Дмитриевич служил в XIV веке у Великого тверского князя Александра Михайловича, бывшего около 10 лет псковским князем. Дмитрий был прозван "Нащока" после битвы с ордынским ханом Чоа-ханом (Щелканом) в 1327 году, когда получил сабельный удар по щеке. Нащокины упомина­ются в писцовой книге города Опочки и уезда 1585-87 годов и через 100 лет в "Росписи Опочецкого уезда..." 1686 года.

Детство Афанасия прошло в "смутное время" лжедмитреев и нашествия польско-литовских войск, подступавших к Опочке. Это оставило глубокий след в его сознании и сдела­ло убежденным сторонником абсолютной монархии.

С ранних лет проявилась его любознательность и тяга к учению, поддержанная отцом. Афанасий получил редкое для того времени образование. Кроме русской грамоты он обучал­ся латвийскому, немецкому и польскому языкам, изучил мате­матику и риторику. Любовь к чтению сохранилась у него на всю жизнь. Будучи боярином, он выписывал из Западной Ев­ропы книги на латинском языке, имел личную библиотеку и архив. В 15 лет "Афонка" в Пскове был записан в "полковую службу" как сын боярский (низший чин мелкопоместных дво­рян городового списка) из Опочки.

В середине 1630-х годов Афанасий женится и перебирает­ся в Псков, с выгодой ведет торговые дела, с 1642 привлекает­ся к размежеванию границ, выполняет дипломатические и раз­ведывательные поручения.

С 1650 года A. Л. Ордын-Нащекин знакомится с царем Алек­сеем Михайловичем, который прислушивается к его советам.

В русско-польской войне 1654-1667 гг. командует отря­дом, полком. Афанасий Лаврентьевич был воеводой городов на Западной Двине - Друя и Кукенойс (Кокнесе), затем воево­дой Ливонии - "великий посол и начальный воевода". При осаде Риги в ходе русско-шведской войны 1656-1658 гг. он советует царю блокировать устье Двины взятием Динамюнде, но шведский флот упредил этот маневр, чем определил неус­пех русских войск, не имевших боевого флота. После снятия осады Риги он контрударом своего отряда спасает от захвата засевшие на мели русские речные суда.

Пожалованный за "радение о делах" в думные дворяне, Афанасий Лаврентьевич получает от царя широкие полномо­чия для переговоров со Швецией: "...промышляй всякими ме­рами корабельные пристани ...по своему рассмотрению один".

Заключенное им Валиесарское перемирие обеспечило Рос­сии временный выход в Балтийское море к "морским при­станищам".

В целях развития торговли и противодействия шведскому флоту воевода Ливонии создает судоверфь и принимает меры к строительству кораблей на Западной Двине, уничтоженных впоследствии по условиям Кардисского мира 1661 года.

Полк Ордын-Нащекина, выведенный из Ливонии, в составе войск недалекого воеводы князя Ивана Хаванского терпит поражение западнее Полоцка.

Переговоры о мире были прерваны назначением в 1665 году Ордын-Нащекина псковским воеводой. Он стремится раз­вивать торговлю и промыслы, проводит реформу городского управления с элементами выборности по образцу магдебургского права, пытается создать банк.

Многомесячные переговоры с Польско-Литовским государ­ством закончились большой, "свыше человеческой мысли", по­бедой - 20 (30) января 1667 года Ордын-Нащекин подписал Андрусовское перемирие, по которому Россия возвращала себе Смоленск и Чернигов, получала Левобережную Украину с Киевом. Перемирие было закреплено Московским союзным постановлением. Сбылся давний политический план выдаю­щегося дипломата: в союзе с Речью Посполитой против Шве­ции и Османской Империи бороться за выход к морям. Этой же стратегии придерживался впоследствии и Петр I.

Успех Ордын-Нащекина поставил его очень высоко в госу­дарстве и заставил на время замолчать многочисленных про­тивников "худородного" дворянина. Царь жалует его званием ближнего боярина, назначает главой Посольского приказа и ряда других ведомств с невиданным ранее титулом: "царствен­ные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель", то есть главой правительства - канцлером Российского государства.

Незаурядный экономист, сторонник идей меркантилизма, Ордын-Нащекин разработал Новоторговый устав и Устав тор­говли, установил заграничный денежный курс для России, спо­собствовал строительству мануфактур и заводов, впервые орга­низовал международную и регулярную почтовую связь. Меч­тал он и о том, чтобы сделать Россию посредницей в торговле Европы и Азии в обход Турции.

31 мая 1667 года канцлер подписывает договор с "Армянс­кой компанией" из Персии о праве "возить шелк-сырец и дру­гие персидские товары... через Московское государство за море в немецкие земли... с уплатой пошлин".

Боевой опыт бывшего воеводы подсказал Ордын-Нащекину необходимость постройки корабля по европейскому образ­цу с артиллерией и командой "корабельных пушкарей" для защиты торговых караванов.

19 июня того же года был подписан царский указ, в кото­ром "великий государь указал для посылок из Астрахани на Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в селе Дединове, а ведать это корабельное дело в приказе Новгородской чети боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордын-Нащекину да думным дьякам". Подготовка "корабельных" дел велась бояри­ном заранее, и в тот же день в Посольском приказе была "объявлена" выписанная из Голландии "кумпания" корабель­щиков из 4 человек. В ноябре 1668 года "явился в Посольс­ком приказе корабельный капитан Давид Бутлер с 14 товари­щами из Амстердама". Вызовом мастеров (видимо, через Псков) занимался сотрудник Ордын-Нащекина Ян ван Сведен (Иваш­ка Шведов), прибывший в Россию еще в 1662 году для "кора­бельного строения".

Постройка корабля по проекту полковника ван Буковена на верфи села Дединово Коломенского уезда началась в ноябре 1667 года силами русских плотников и голландских корабель­щиков. В мае 1668 года корабль был спущен на воду, где нача­лась его отделка. Капитаном Бутлером был подан в Посоль­ский приказ список из 34 Артикульных статей: "как должен капитан между корабельными людьми расправу чинить и ве­дать их". Первый в России морской устав был одобрен.

В связи с подготовкой к выходу в международные воды по запросу капитана пришлось решать вопрос о государственных цветах и флаге. Для принятия решения было составлено "Пи­сание..." о знаменах разных стран, вероятно, в Посольском приказе. На корабли была выдана материя белая, лазоревая и червчатая (красная) для флагов и вымпелов. Первый военно- морской флаг был, видимо, поясным, по образцу голландского, как и флаг царя Московского, поднятый в Архангельске в 1693 году Петром I. Кроме шитых орлов на знаменах резные, золоченые гербы было велено поместить на корме и на носу. Впоследствии их изображение на носу кораблей стало тради­цией Русского флота.

Название кораблю было дано по гербу на большой госу­дарственной печати, "учиненной" канцлером.

Первое описание герба, имеющее силу закона, также было составлено Ордын-Нащекиным. Интересно, что в "наряде" его родного города Опочки в 1627 году была пищаль "Орел".

Члены экипажа корабля, как и все иностранцы на террито­рии России, по законам того времени находились в ведении Посольского приказа, с них при приеме на официальную долж­ность взяли крестовое целование и "поручную запись" с обя­зательством честной службы. По контракту с Посольским приказом Давид Бутлер получил звание "капитан и кормщик- генерал", а его помощник - "лейтенант". Кроме офицеров, мат­росов и артиллеристов было 35 "солдат корабельных" (про­образ морской пехоты) для захвата вражеских кораблей в абордажном бою.

Трехмачтовый барк "Орел" имел длину 24,5 м, ширину 6,5 м, осадку 1,5 м, экипаж 58 человек. По прибытии в Ниж­ний Новгород на корабле были установлены 22 пушки (же­лезные пищали).

Вместе с 22-пушечным трехмачтовым кораблем типа пи­наса на верфи села Дединово были построены яхта, два шнека и бот - целая Волжско-Каспийская флотилия, в августе 1669 года прибывшая в Астрахань.

Предполагается, что "Орел" сумел совершить несколько походов по Каспийскому морю до широты Дербента.

Ордын-Нащекин планировал построить еще суда для пла­вания по морям, но в июне 1670 года Астрахань захватили повстанцы Степана Разина, уцелевшие члены команды рассе­ялись, сам "Орел" был загнан в протоку Кутум и пришел в негодность.

В 1671 году из-за разногласий с царем A. JI. Ордын-На­щекин отошел от дел и вскоре был пострижен в монахи Крыпецкого монастыря под Псковом, где и умер как инок Ан­тоний в 1680 году. Заключенный им договор о транзитной торговле с Ираном был расторгнут, прекратилось и "кора­бельное строение".

A. JI. Ордын-Нащекин стремился вывести страну из отста­лости, не боясь опалы, твердо отстаивал государственные инте­ресы, был постоянно деятелен и совершенно неподкупен, вел борьбу с канцелярской рутиной.

Иностранцы называли его "русским Ришелье", ничем не уступающим европейским министрам. Такого выдающегося по­литического мыслителя и дипломата подобного масштаба не было ни в допетровскую эпоху, ни при Петре I.

Игры царевича "кораблями малыми" из Оружейной пала­ты - моделями судов, оставшихся от постройки "Орла", смени­лись серьезным интересом к морскому делу, и первым учите­лем и помощником молодого Петра стал прибывший в Рос­сию "по призыву" Ордын-Нащекина корабельный плотник и товарищ корабельного артиллериста на "Орле" Карштен (Хри­стиан) Брант. Неоднократно бывал Петр I на верфи села Дединово и использовал опыт строительства боевых кораблей вдали от моря для создания Азовского флота.

Высоко ценя опыт военного судостроения, инициатором и организатором которого был боярин А. Л. Ордын-Нащекин, Петр I писал в преамбуле Морского Устава 1720 года: "от начинания того, аки от доброго семени, произошло и нынешнее дело морское".