Коврижкин, Ю.П. Зачинатель морского дела. Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащекин
Юрий Коврижкин
ЗАЧИНАТЕЛЬ МОРСКОГО ДЕЛА
Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нашекин
Бесспорно в списке военных кораблей России первым должен быть трехмачтовый парусник "Орел", построенный по предложению и под руководством псковского дворянина - боярина Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащекина.
Родился Афанасий около 1605-1607 года в семье мелкопоместного дворянина Лаврентия Денисовича Ордын-Нащеки на, служившего по псковскому списку служивых людей в приграничном городке - крепости Опочка.
У Нащекиных давние связи с Псковской землей. Их предок боярин Дмитрий Дмитриевич служил в XIV веке у Великого тверского князя Александра Михайловича, бывшего около 10 лет псковским князем. Дмитрий был прозван "Нащока" после битвы с ордынским ханом Чоа-ханом (Щелканом) в 1327 году, когда получил сабельный удар по щеке. Нащокины упоминаются в писцовой книге города Опочки и уезда 1585-87 годов и через 100 лет в "Росписи Опочецкого уезда..." 1686 года.
Детство Афанасия прошло в "смутное время" лжедмитреев и нашествия польско-литовских войск, подступавших к Опочке. Это оставило глубокий след в его сознании и сделало убежденным сторонником абсолютной монархии.
С ранних лет проявилась его любознательность и тяга к учению, поддержанная отцом. Афанасий получил редкое для того времени образование. Кроме русской грамоты он обучался латвийскому, немецкому и польскому языкам, изучил математику и риторику. Любовь к чтению сохранилась у него на всю жизнь. Будучи боярином, он выписывал из Западной Европы книги на латинском языке, имел личную библиотеку и архив. В 15 лет "Афонка" в Пскове был записан в "полковую службу" как сын боярский (низший чин мелкопоместных дворян городового списка) из Опочки.
В середине 1630-х годов Афанасий женится и перебирается в Псков, с выгодой ведет торговые дела, с 1642 привлекается к размежеванию границ, выполняет дипломатические и разведывательные поручения.
С 1650 года A. Л. Ордын-Нащекин знакомится с царем Алексеем Михайловичем, который прислушивается к его советам.
В русско-польской войне 1654-1667 гг. командует отрядом, полком. Афанасий Лаврентьевич был воеводой городов на Западной Двине - Друя и Кукенойс (Кокнесе), затем воеводой Ливонии - "великий посол и начальный воевода". При осаде Риги в ходе русско-шведской войны 1656-1658 гг. он советует царю блокировать устье Двины взятием Динамюнде, но шведский флот упредил этот маневр, чем определил неуспех русских войск, не имевших боевого флота. После снятия осады Риги он контрударом своего отряда спасает от захвата засевшие на мели русские речные суда.
Пожалованный за "радение о делах" в думные дворяне, Афанасий Лаврентьевич получает от царя широкие полномочия для переговоров со Швецией: "...промышляй всякими мерами корабельные пристани ...по своему рассмотрению один".
Заключенное им Валиесарское перемирие обеспечило России временный выход в Балтийское море к "морским пристанищам".
В целях развития торговли и противодействия шведскому флоту воевода Ливонии создает судоверфь и принимает меры к строительству кораблей на Западной Двине, уничтоженных впоследствии по условиям Кардисского мира 1661 года.
Полк Ордын-Нащекина, выведенный из Ливонии, в составе войск недалекого воеводы князя Ивана Хаванского терпит поражение западнее Полоцка.
Переговоры о мире были прерваны назначением в 1665 году Ордын-Нащекина псковским воеводой. Он стремится развивать торговлю и промыслы, проводит реформу городского управления с элементами выборности по образцу магдебургского права, пытается создать банк.
Многомесячные переговоры с Польско-Литовским государством закончились большой, "свыше человеческой мысли", победой - 20 (30) января 1667 года Ордын-Нащекин подписал Андрусовское перемирие, по которому Россия возвращала себе Смоленск и Чернигов, получала Левобережную Украину с Киевом. Перемирие было закреплено Московским союзным постановлением. Сбылся давний политический план выдающегося дипломата: в союзе с Речью Посполитой против Швеции и Османской Империи бороться за выход к морям. Этой же стратегии придерживался впоследствии и Петр I.
Успех Ордын-Нащекина поставил его очень высоко в государстве и заставил на время замолчать многочисленных противников "худородного" дворянина. Царь жалует его званием ближнего боярина, назначает главой Посольского приказа и ряда других ведомств с невиданным ранее титулом: "царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель", то есть главой правительства - канцлером Российского государства.
Незаурядный экономист, сторонник идей меркантилизма, Ордын-Нащекин разработал Новоторговый устав и Устав торговли, установил заграничный денежный курс для России, способствовал строительству мануфактур и заводов, впервые организовал международную и регулярную почтовую связь. Мечтал он и о том, чтобы сделать Россию посредницей в торговле Европы и Азии в обход Турции.
31 мая 1667 года канцлер подписывает договор с "Армянской компанией" из Персии о праве "возить шелк-сырец и другие персидские товары... через Московское государство за море в немецкие земли... с уплатой пошлин".
Боевой опыт бывшего воеводы подсказал Ордын-Нащекину необходимость постройки корабля по европейскому образцу с артиллерией и командой "корабельных пушкарей" для защиты торговых караванов.
19 июня того же года был подписан царский указ, в котором "великий государь указал для посылок из Астрахани на Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в селе Дединове, а ведать это корабельное дело в приказе Новгородской чети боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордын-Нащекину да думным дьякам". Подготовка "корабельных" дел велась боярином заранее, и в тот же день в Посольском приказе была "объявлена" выписанная из Голландии "кумпания" корабельщиков из 4 человек. В ноябре 1668 года "явился в Посольском приказе корабельный капитан Давид Бутлер с 14 товарищами из Амстердама". Вызовом мастеров (видимо, через Псков) занимался сотрудник Ордын-Нащекина Ян ван Сведен (Ивашка Шведов), прибывший в Россию еще в 1662 году для "корабельного строения".
Постройка корабля по проекту полковника ван Буковена на верфи села Дединово Коломенского уезда началась в ноябре 1667 года силами русских плотников и голландских корабельщиков. В мае 1668 года корабль был спущен на воду, где началась его отделка. Капитаном Бутлером был подан в Посольский приказ список из 34 Артикульных статей: "как должен капитан между корабельными людьми расправу чинить и ведать их". Первый в России морской устав был одобрен.
В связи с подготовкой к выходу в международные воды по запросу капитана пришлось решать вопрос о государственных цветах и флаге. Для принятия решения было составлено "Писание..." о знаменах разных стран, вероятно, в Посольском приказе. На корабли была выдана материя белая, лазоревая и червчатая (красная) для флагов и вымпелов. Первый военно- морской флаг был, видимо, поясным, по образцу голландского, как и флаг царя Московского, поднятый в Архангельске в 1693 году Петром I. Кроме шитых орлов на знаменах резные, золоченые гербы было велено поместить на корме и на носу. Впоследствии их изображение на носу кораблей стало традицией Русского флота.
Название кораблю было дано по гербу на большой государственной печати, "учиненной" канцлером.
Первое описание герба, имеющее силу закона, также было составлено Ордын-Нащекиным. Интересно, что в "наряде" его родного города Опочки в 1627 году была пищаль "Орел".
Члены экипажа корабля, как и все иностранцы на территории России, по законам того времени находились в ведении Посольского приказа, с них при приеме на официальную должность взяли крестовое целование и "поручную запись" с обязательством честной службы. По контракту с Посольским приказом Давид Бутлер получил звание "капитан и кормщик- генерал", а его помощник - "лейтенант". Кроме офицеров, матросов и артиллеристов было 35 "солдат корабельных" (прообраз морской пехоты) для захвата вражеских кораблей в абордажном бою.
Трехмачтовый барк "Орел" имел длину 24,5 м, ширину 6,5 м, осадку 1,5 м, экипаж 58 человек. По прибытии в Нижний Новгород на корабле были установлены 22 пушки (железные пищали).
Вместе с 22-пушечным трехмачтовым кораблем типа пинаса на верфи села Дединово были построены яхта, два шнека и бот - целая Волжско-Каспийская флотилия, в августе 1669 года прибывшая в Астрахань.
Предполагается, что "Орел" сумел совершить несколько походов по Каспийскому морю до широты Дербента.
Ордын-Нащекин планировал построить еще суда для плавания по морям, но в июне 1670 года Астрахань захватили повстанцы Степана Разина, уцелевшие члены команды рассеялись, сам "Орел" был загнан в протоку Кутум и пришел в негодность.
В 1671 году из-за разногласий с царем A. JI. Ордын-Нащекин отошел от дел и вскоре был пострижен в монахи Крыпецкого монастыря под Псковом, где и умер как инок Антоний в 1680 году. Заключенный им договор о транзитной торговле с Ираном был расторгнут, прекратилось и "корабельное строение".
A. JI. Ордын-Нащекин стремился вывести страну из отсталости, не боясь опалы, твердо отстаивал государственные интересы, был постоянно деятелен и совершенно неподкупен, вел борьбу с канцелярской рутиной.
Иностранцы называли его "русским Ришелье", ничем не уступающим европейским министрам. Такого выдающегося политического мыслителя и дипломата подобного масштаба не было ни в допетровскую эпоху, ни при Петре I.
Игры царевича "кораблями малыми" из Оружейной палаты - моделями судов, оставшихся от постройки "Орла", сменились серьезным интересом к морскому делу, и первым учителем и помощником молодого Петра стал прибывший в Россию "по призыву" Ордын-Нащекина корабельный плотник и товарищ корабельного артиллериста на "Орле" Карштен (Христиан) Брант. Неоднократно бывал Петр I на верфи села Дединово и использовал опыт строительства боевых кораблей вдали от моря для создания Азовского флота.
Высоко ценя опыт военного судостроения, инициатором и организатором которого был боярин А. Л. Ордын-Нащекин, Петр I писал в преамбуле Морского Устава 1720 года: "от начинания того, аки от доброго семени, произошло и нынешнее дело морское".