Повесть об обороне Опочки. 1517 г

Повесть об обороне Опочки

1517

 

АНДРЕЙ-АФАНАСИЙ,  МОСКОВСКИЙ  МИТРОПОЛИТ

ЧУДО  ПРЕПОДОБНОГО  ЧУДОТВОРЦА СЕРГИЯ

О  ПРЕСЛАВНОЙ  ПОБЕДЕ  НАД  ЛИТОВЦАМИ  У  ГОРОДА  ОПОЧКИ

 

Посол римского императора Максимилиана, не зная о лукавстве короля литовского Сигизмунда, послал к нему братолюбивое посла­ние и охранные грамоты великого князя и самодержца Василия Ивановича. А Сигизмунд, с великой хитростью используя охранные грамоты, послал своих послов в Москву к великому князю, обманы­вая его, якобы он мира просит, и приехали послы в Москву. А сам король тогда пошел в Полоцк и оттуда послал клятвопреступного изменника князя Константина Острожского и всех своих гетманов и воевод польских со множеством войска и с наемными отрядами, и с большим полком пушечным и пищальным на окраину государст­ва великого князя, на псковский город Опочку. А воевода великого князя князь Александр Владимирович Ростовский с прочими вое­водами, что были тогда в Великих Луках, послал весть об этом к великому князю, а на помощь городу Опочке отправил воевод князя Федора Васильевича Лопату и Ивана Васильевича Ляцкого с неболь­шим отрядом. А сам князь Ростовский выступил навстречу королев­ским воеводам. Тогда великий князь повелел пойти к нему на по­мощь из Вязьмы князю Василию Васильевичу Шуйскому со многими воеводами. Когда королевское войско окружило город Опочку, то начали они стрелять из больших пушек и пищалей и совершать при­ступы на стены со всех сторон. А воевода и наместник опочский Василий Михайлович Салтыков со всеми людьми, что были в городе, стояли крепко против королевского воинства, так как Бог им помо­гал, и во время приступов убили великое множество королевских воинов из пушек и из пищалей, задавили большими катками и стено­битными орудиями. И так они яростно сражались, что уже не могли сыскать в городе никакого метательного оружия, ни камней, чем биться с врагами, но все пометали на супостатов. А королевские воеводы, узнав об этом, начали посылать в город гонцов, предлагая им сдаться. А тем временем воевода Василий Михайлович Салтыков беспрестанно подбадривал всех людей, находившихся в городе, так им говоря: «Лучше уж нам злой смертью умереть, чем сдаться лати­нянам!» И пошли они в церковь, вознося прилежно молитвы к Богу 17 приготовляясь к смерти, так как тогда еще не поспели к ним на помощь воеводы великого князя, но однако надежды они не теряли. В то время одна женщина в городе том увидела во сне великого из преподобных чудотворцев Сергия, который говорил ей так: «Поче­му воевода и все горожане объяты недоумением, будто у них нет ни­какого метательного оружия, которым можно было бы биться с су­постатом? Разве они не знают, что есть много камней, зарытых в земле за алтарем городской церкви?» Когда женщина проснулась, она пошла и рассказала о том, что она видела, воеводе и всем людям. Они же не приняли во внимание ее рассказ. Какой-то нищий, услы­хав об этом, пошел к церкви той, хотя его никто не посылал, и начал там копаться и наткнулся на такой большой камень, что двадцать человек едва могли его сдвинуть с места. Когда люди это увидели, то начали тут же копать землю. И нашли там большое подземелье, полное камней, о котором никто раньше не подозревал. И много этих камней принесли на городские стены. А неприятель об этом ничего не знал и готовил свои всякие осадные орудия, чтобы раз­бить стены города. Ночью же враги приставили к стенам лестницы. А наутро к стенам, не скрываясь, подступило бесчисленное множе­ство воинов, которые надеялись без труда захватить город, не ожи­дая, что в городе имеется какое-либо защитное оружие. И ринулись они на городские стены, толкая друг друга, все вместе. Горожане же, осмелев, с божьей помощью вооружившись храбростью, стали ме­тать на осаждающих заготовленные ими поленья, бревна и множе­ство новообретенных камней. И убили они такое бесчисленное множество литовцев и поляков, что их трупами заполнились все рвы под стенами города со всех сторон и кровь человеческая текла быст­рыми струями как река. А главного польского воеводу Сокола уби­ли и знамя его взяли. Тем временем передовые воеводы князь Федор Лопата и Иван Ляцкий подоспели и ударили по литовскому войску. Так как Бог им помог, то убили они немало воинов, а других взяли в плен и послали к главным воеводам. Тогда же сюда подошли на помощь литовцам и польские воеводы с большим войском, а их тут побили и убили четыре тысячи воинов вместе с воеводами. У неко­торых воевод взяли в плен много воинов, захватили польские и ли­товские пушки и пищали, и, таким образом, все отправили к главным воеводам. А клятвопреступный князь Константин Острожский и прочие королевские гетманы и воеводы, увидев, что немало воинов уже убито, и узнав, что на них идут вблизи главные силы великого князя с воеводами, ударились в бегство, побросав все свое воинское снаряжение, которое было приготовлено для осады города Опочки. И так с великим позором они отступили. А воеводы великого князя за ними погнались и убили много воинов и захватили все приготов­ленные против города осадные орудия. Некоторые защитники горо­да погнались за врагами и нашли на дорогах и в лесах много воинов такими изможденными и расслабленными и безгласными от полу­ченных ран, будто их невидимо поразил Бог; они многих взяли в плен и привели в город. А иных нашли в лесах: те сидели и спали на толстых колодах, по десяти человек на колоде. И зажгли тогда одно из бревен под ними. Они же нисколечки не шелохнулись, так и сго­рели все. А пленные воины рассказывали: «Когда мы стояли под этим городом, то много раз приходилось нам видеть монаха, сидяще­го на одной из городских башен. Мы же из пушек и пищалей стреля­ли по нему, но не могли ему причинить никакого вреда. Тогда объял нас ужас, и мы побежали».

Тем временем лукавый король Сигизмунд строил свои непра­ведные коварные козни. Когда послал он к великому князю своих послов якобы просить мира, то на самом деле он мира не хотел, тогда же и войско свое отправил завоевывать окраину государства великого князя. И сбылось на нем реченное в Писании: «Тот, кто роет яму, сам в нее попадет!» (...)