Камни Родины

Камни Родины

Версия

 

Молчат седые валуны

На холмах родины моей.

Суровых дум они полны

Над миром суетным людей.

 

На одиннадцатом километре автодороги Опочка – Сущево равнинная местность  преображается. Взору открывается  цепь лесистых гор, тянущаяся в меридиональном направлении. Назвать их холмами значит сильно принизить. Согласно толковому словарю  С.И.Ожегова, холм – это «небольшая отлогая горка». Здесь же подходит слово «гора» – «значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью». Отдавая дань народной традиции и старой терминологии, назовем  эти возвышенности горами.

«Близ Опочек немалые хрящевые находятся горы, покрытые сверху дикими серыми кругляками…» – писал о нашем крае в 18 веке И.И.Лепехин.   Гористо-котлованным ландшафтом местность обязана леднику, образовавшему моренные отложения. Таяние ледника породило множество озер.

«Примечательной группой озер» назвал псковский ученый В.К.Лесненко озера Коложе, Кудо, Изгожское, Полехновское, Кутсо… «С этими водоемами связана история заселения Псковской земли. В начале 8 века с юга на север  передвигались племена славян-кривичей. Для поселений они выбирали возвышенные труднодоступные места вблизи рек и озер. Укрепляли подступы насыпными валами, глубокими рвами, стенами из бревен. Подобные крепости были у озера  Коложе, на реке Кудке, озере Изгожском» (Лесненко В.К. Псковские озера. – Л., 1988, с. 63).

Топонимы  сохраняют частицы кривичской речи. Возможно, в основу этих названий легли первые слова восхищенных красотой края пришельцев. «Изгоже!» – годно, добро, хорошо. «Коложе!» – округло, похоже на диск солнца, звучит почтенно, как «княже», «Боже». «Кудо» – смыкается с «кудесник», «чудо», «чудь» (финское племя). 

В путеводителе  «Опочка» отмечено, что  наиболее известным памятником  древности в  Опочецком районе «является крепость  Коложе, расположенная на горе у лесной речки Кудки. При исследовании этого городища в 1913 году археологи обнаружили остатки земляного вала квадратной формы, на внутренней площадке которого было углубление, где, по предположению, стояла церковь» (Опочка. Путеводитель. – Л., 1973, с. 7).

Города и поселки, расположенные у озер, зачастую имеют названия своих водоемов. Примерами служат  Невель, Себеж, Велье…  Если город Коложе стоял на месте Городища, то почему одноименное озеро находится  на столь значительном  удалении? Рядом  – лишь скромное Городищенское озеро. Ответ на этот вопрос приходит при ознакомлении с местностью. От  Городища до озера Коложе тянется обширный болотный массив с отдельными  участками воды (озеро Бакшанец и другие). Это многокилометровое болото  в древнерусскую эпоху  было озером. Позже озеро обмелело, превратилось в болото. Увы, такова судьба  мелководных озер. Таких  множество на Псковщине – на  разных стадиях старения  и умирания. Способствует этому ряд причин:  спуск озер реками, накопление озерных осадков, хозяйственная деятельность человека, изменение климата…

Моя бабушка  рассказывала о чистых прибрежных песках озера Коложе в пору ее детства и юности. За истекшие сто лет картина  изменилась: ныне  озеро интенсивно зарастает тростниками, камышом, рогозом, дно становится  илистым…

                                                     *   *   *

Лесная дорога ведет вдоль высокого крутого склона. Настолько высокого, что полуденное солнце прячется за горой, рассыпая веер лучей в густой хвое елей и сосен.

У обочины дороги полно камней, похоже, спущенных некогда с вершины. Там, на Городище, согласно народной молве, «прежде был город, стояли каменные церкви»…

Приглядываясь к придорожным камням, замечаешь, что почти все они – со следами обработки, поколотые, стесанные. Встречаются покрытые  окаменевшей коркой, испещренной ровными бороздами. Она с трудом отбивается от поверхности. Искусственность корки не вызывает сомнений. Это не что иное, как внешняя обмазка, которой зодчие покрывали снаружи каменные храмы. Готовили ее из смеси извести, глины и других компонентов….

По архитектурным формам церковь могла соответствовать раннепсковским  церковностроительным канонам. Стены были составлены из подогнанных камней, выглядели массивно. Внутрь стен закладывали  глиняные кувшины (голосники) – для лучшего звучания хора. Голосники встраивались и в земляной вал. В случае приближения войска вибрация колеблемой почвы заставляла чуткие голосники звучать задолго до того, как оно показывалось в поле зрения. Алтарная апсида храма была обращена на восток. Вход был с запада. Вблизи  церкви должна была находиться звонница. В одном из ее пролетов висел набатный колокол – он  оповещал жителей о набеге врагов. В минуту опасности на крепостной башне зажигали костер – его черный дым скорее любых посланий читали постовые соседних крепостей. 

Храм был посвящен святому пророку Илие. По описанию историка Опочецкого края И.П.Бутырского, в 16 веке на Городище находилась церковь Ильинского погоста, позже замененная часовней в честь того же святого. В местных деревнях  до сих пор особо отмечают «вторую Ильинскую», празднуя после Ильина дня на следующее воскресенье. Прежде к этому празднику была приурочена ярмарка. Эта традиция упомянута Л.А.Травиным.

В дохристианскую пору это гористое место не могло не стать языческим капищем. По логике древних, на самой высокой вершине следовало молиться богу небесной стихии Перуну. С принятием новой веры громовержец уступил свой пьедестал святому пророку Илие, который, согласно Библии, был взят на небо на огненной колеснице. Городище – намоленное место: наши предки веками молились здесь. Сначала Перуну – принося ему жертвы, которые закалывали пред алтарем (не со словом ли «колоть» в родстве былинное название  Коложе?), позже – его преемнику Илье-пророку.

О внутреннем убранстве коложского храма остается только догадываться. Впрочем,  есть «зацепка» – Коложская церковь  на гродненской земле, куда были пригнаны плененные коложане. Читаем у опочецкого историка Л.И.Софийского: «…Переселенные образовали у Гродны крепкий и численный  Коложский пригород при сыздавнем бывшем тут православном храме, к тому времени уже опавшем, которому усвоили свое именование, особое от прочих гродненских храмов, связанное с русско-православной местностью Пскова…» (Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд. – Псков, 2004, с. 26). Есть все основания полагать, что, восстанавливая обветшалую гродненскую церковь Бориса и Глеба, построенную во второй половине 12 века, наши земляки  наделили ее  чертами того храма, который имели у себя на родине.

Коложская (Борисоглебская) церковь в  Гродно сохранилась доныне. Сегодня эта церковь – одна из старейших в Белоруссии. Примечательна живописная инкрустация ее наружных стен, вмурованные в стены голосники и другие детали. К настоящему времени уцелела лишь часть церкви, и остро стоит вопрос о спасении оставшейся части храма.

Для историков родной земли было бы  во многих отношениях  ценно ознакомление с гродненским Коложе. Трудно представить, какие новые исторические открытия могут быть сделаны в Гродно.

Наши земляки, шесть веков назад угнанные на дальний край тогдашней Литвы, так сильно любили свою родину, что отведенную им землю на берегу Немана назвали ее именем. Может быть,  в расчете на потомков – нас с вами, читатель, – дабы не забылись, не затерялись в веках родственные кровные узы...   

                                                      *   *   *

В погожий летний денек минуем деревню Кудку с ее маленькой рекой, петляющей по обширной речной долине, ставшей непомерно широкой для сильно исхудавшей речки.

Песчаным большаком взойдем на крутую Кудкинскую гору и продолжим путь на Городище. В южном направлении пересечем ровное, как бильярдный стол, поле, называемое Ровные Нивы. Не здесь ли была житница города Коложе?

На краю леса затерялся в соснах скромный обелиск на месте, где в 1941-1944 годах фашистами были казнены сотни жителей Опочки и района. Какой ад претерпели эти люди перед кончиной, помнят только эти скорбно застывшие склоны. По зловещему совпадению, на окровавленный коложский алтарь спустя 535 лет пали новые жертвы.           

Под гулкий пересвист птиц пройдем Городищенский лес по ухабистой дороге, обочины которой усыпаны каменьями, будто здесь веками возили камни и не утруждались подбирать те, что выпадали с повозок…

Лес иссяк. Впереди живописная, открытая до голубеющих далей местность. Древняя коложская земля… Широко распахнутый простор, насыщенные цветом долины, перелески, взгорья – в  пробегающих легких тенях облаков. Невольно замедляются шаги пред величавой картиной, написанной кистью Вечности.

Все здесь настраивает на размышления. Не в таких ли местах селились мыслители, чтобы проникнувшись неземным покоем, углубиться в тайны мироздания? В современной медицине встречается термин  «ландшафтотерапия», что означает «исцеление местностью». А разве не благотворно для души и тела дыхание родины?

От города Коложе не осталось и следа – лишь эта земля и разбросанные по ней камни. Обилие неба над головой и вокруг – вот главная примета этого края. Небо переменчиво, каждый час разворачиваются в нем завораживающие  полотнища облачных картин. А земля – помнит. Помнит своих сынов и дочек, тружеников и защитников своих, сделавших лик родины таким светлым, прекрасным. Тысячи деревьев на склонах здешних гор напоминают толпу вжавшихся друг в друга людей – будто материализовавшиеся души тех, кто столетия назад жил здесь, любил Отчизну и пролил на этих склонах свою кровь.

В вековой тиши под сенью старых лип скрылась каменная плита размером 100х100 см. Неведомый мастер начал, но не окончил вырубать из этого камня крест. Но тем самым приоткрыл потомкам «кухню» своего ремесла: сначала отчертил борозду, затем пробивал углубление, рядом другое и так далее – получался ров, который надо было углублять больше и больше. Работа кропотливая, требующая терпения и умения. Малейшая трещина в сторону – и весь труд пойдет насмарку.

Перед болотцем, которое еще  помнит, что некогда  было заливом  реки Кудки, лежит каменная «ступня» 150х90 см, вся иссеченная поперечными бороздами. Развернута на юго-восток. В густом тумане перед восходом красного солнца пробиралась к камню простоволосая дева в самотканом платье, вставала на камень лицом к  востоку и негромко, но со страстью читала бабкин заговор…А для придания своему слову крепости ножом отводила на граните черту.

Здесь всюду – камни. Почти у всех этих немых свидетелей истории есть следы обработки человеческими руками. Это общий признак здешних камней. Похоже, все они были некогда вместе, лежали, плотно подогнанные друг к другу.

Река Кудка кривой саблей отблескивает за кустами разросшейся ольхи. Кто поверит, что в средние века ее воды, сдерживаемые плотиной-запрудой,  накрывали всю обширную котловину к западу от Городища? В  апреле-мае даже и без запруды низина сплошь залита водой, высыхающей летом.

Коложский детинец был со всех сторон прикрыт водным щитом: с востока заходило озеро Коложе, с запада обнимала протока Кудки. Меж этими водными просторами  широкой дугой тянулся канал, заболоченное русло которого различимо и ныне.

Не нужно иметь много воображения, чтобы представить, сколь величественно выглядел сей город на крутых, тогда безлесых, горах. Высокие  стены, составленные из дубового «колодья» (не отсюда ли название «Коложе»?), башни, увенчанные шатровыми крышами, и высящийся наравне с облаками белый каменный храм  создавали торжественное праздничное впечатление.

Причал был «забит» лодками, как нынешние автостоянки. Ведь под стенами города пролегали старинные водные пути, по которым нетрудно было попасть в реки Великую и Ловать… Где-то у стен окольного города было  место торга. Не у этой ли огромной каменной глыбы размером 2х2 метра, что лежит ныне на южном склоне холма у самой дороги?.. Назначение  камня – стоять, на это указывает ровное, как по линейке «отрезанное» основание. Возможно, он служил неким  священным символом при въезде в город. Опрокинутый камень всем видом своим будто бы просит, чтобы его вернули в исходное положение и начертали по-древнерусски: «Коложе».

Стоит упомянуть об известном каменном кресте (вернее, о его части) на Городищенском кладбище. Он вытесан из известняка, по-видимому, в древние времена, поверхность выщерблена действием воды и ветра. В путеводителе «Опочка» этот исторический памятник датируется 11-12 веками. О кладбище, на котором стоит древняя  реликвия,  авторами сказано, что оно «до сих пор не исследовано, возможно, под верхним слоем земли скрываются более ранние захоронения» (Опочка. Путеводитель. – Л., 1973, с. 7).

Как оказалось кладбище внутри крепости? Возможно, небольшое захоронение существовало под прикрытием стен с незапамятных времен. Но может быть и так, что кладбище возникло на детинце после истребления здесь большого количества людей – воинов и мирных жителей. Немногим уцелевшим после нашествия витовтовой орды коложанам предстояло предать земле огромное количество мертвых тел. Поэтому павшие были захоронены среди руин крепости, на самом детинце, а не в отдалении. Не с той ли поры установлен этот могильный крест – в память павших в неравном бою защитников Коложе?.. 

Когда летним днем взбираешься на эту заросшую диким лесом гору, то с приближением к ее плоской вершине ощущаешь сначала едва уловимое, а затем все более усиливающееся благоухание ладана – будто подходишь к церковным дверям… Такой душистый аромат источают в знойный день раскинувшиеся по склону заросли копытня. Сама природа своими силами всячески освящает это великое историческое место, к сожалению, напрочь заброшенное забывчивыми потомками…

                                                        *   *   *

В 2005 году от уроженца деревни Терехово Михаила Тимофеевича Тимофеева я услышал рассказ об огромном каменном кресте, привезенном на нескольких лошадях в деревню соседом Иваном Федоровичем Передойкой. Время было смутное. Все, имевшее отношение к вере, подвергалось уничтожению. По-видимому,  Иван Федорович решил спасти эту древнюю реликвию, поэтому привез домой диковинный крест и вкопал его под окном. С той поры прошло более 70 лет.  Деревня опустела, дороги к ней  заросли…

Как найти этот крест? У одного не получилось, но вдвоем мы отыскали его довольно скоро. Помогли земляки, добрые отзывчивые люди.

Каменный пришелец из древней Руси, повидавший на своем веку всякое, производит сильное впечатление. Высечен он из серого камня, высота надземной части почти полтора метра, ширина чуть больше одного метра. И размером, и формой тереховская находка напоминает знаменитый  Труворов крест, что в Изборске. Примерно одинаковы и изображения, прочерченные на том и другом крестах. Но Труворов крест – памятный, не могильный…

Неясно, имеет ли находка прямое отношение к Коложе. Не исключено, что это и есть заветный городской крест древнего псковского пригорода. Подобные кресты в старину устанавливали при закладке городов для освящения  земли. Предыдущим местом его пребывания было старинное сельское кладбище в деревне Лапино Глубоковской волости, что в нескольких километрах южнее Городища… Но где его историческая родина? Ответа нет. Можно предположить, что некогда этот крест стоял на почетном месте в Коложе, а с разрушением города был увезен на Лапинское кладбище, где простоял до тридцатых годов прошлого века. Теперь он притаился от недобрых глаз в безлюдной глуши и стойко ждет своего часа…

Хочется верить, что когда-нибудь сей православный крест займет свое, Богом определенное место, послужит людям.

 

2007